Выращивание рыбы как бизнес

Содержание

Еще недавно, каких-нибудь четверть века назад, любой советский гражданин, забегая на обед в общественную столовую, знал, как «дважды два», что понедельник и четверг – «рыбные» дни. Даже в меню заглядывать не нужно было. С течением времени исчезли не только рабоче-крестьянские столовые, в которых питалось все трудовое и студенческое население страны. Сама дешевая рыба, из которой рачительные хозяйки умудрялись готовить все – от ухи и котлет до кулинарных изысков, осталась в уже далеком прошлом. Сегодня прилавки маркетов заполонили дорогие морепродукты, о которых раньше слышать не слышали, но многие из них отпугивают покупателя видом самого ценника. А, ведь такое положение дел изменить под силу любому среднестатистическому гражданину. Для этого всего лишь стоит воплотить в жизнь идею выращивания рыбы как бизнес.

Лещь: выращивание рыбы как бизнес

Бизнес на рыбе: стоит подумать над выбором технологии

Рассматривая рыбу как бизнес, исходя из финансового положения, места проживания (географических и климатических условий региона), можно рассматривать следующие виды предпринимательства:

  • выращивание мальков в прудах, бассейнах с последующей продажей взрослой рыбы оптовикам или торговой сети;
  • самостоятельный лов на реке, море, озере с дальнейшей перепродажей в точки по переработке или сбыту;
  • организация переработки собственными силами готовой рыбы как бизнес с целью получения полуфабрикатов или готового продута;
  • открытие специализированного магазина.

Хотя, более короткий путь к получению прибыли из рыбы заключается в ее перепродаже, а не в производстве, но начинающему предпринимателю проще и дешевле будет заняться именно рыборазведением как бизнесом. Здесь непаханое поле для энтузиастов. Правда, даже если вырастить неплохой улов, то со сбытом существуют серьезные проблемы. Живая рыба хороша, пока свежая. Не все специализированные маркеты имеют аквариумы для ее содержания, что уж тут говорить об обыкновенных магазинах! Идеальным вариантом будет параллельное разведение рыбы как бизнес и продажа здесь же, на собственной торговой точке.

Какую рыбу любить потребитель

Статистика свидетельствует: с каждым годом на 7% увеличивается потребление рыбы. Даже если выращивание рыбного хозяйства намного хлопотнее, чем содержание поголовья животных, заниматься этим стоит.

Перед тем как начать рыбный бизнес, нужно учесть ряд особенностей:

  • Деликатесный продукт носит сезонный характер. Это сказывается на реализации: самый дорогой улов для покупателя – летний. Его в жару сложно транспортировать (нужны специальные условия). Ассортимент тоже небогат: все зимние запасы из водоема уже проданы, а запущенный малек не успел подрасти. Наиболее доступна по цене для покупателя рыба как бизнес в первые два осенних месяца.
  • Самым реализуемым живым товаром считается крупная рыба: карп весом в 1,2-1,5 кг, форель – около одного килограмма.
  • Выращивать мальков одомашненной гибридной рыбы можно как в искусственных (прудовых) водоемах, так и в естественных условиях. Технологии используются экстенсивные (на природном корме) и интенсивные (с дополнительным подкармливанием). Годовые показатели производительности разнятся: если в первом случае с 1га водного пространства получается 0,3, максимум 0,4 тонны рыбы, то во втором – до 1,2т.
  • Важные задачи, которые сделают выращивание рыбы как бизнес выгодный и надежный – разведение потомства (естественным или искусственным способом), селекционно-племенной отбор, привыкание вновь запущенных мальков к погодным условиям региона.

Что стоит вырастить «золотую» рыбку и ожидаемая доходность

Расходы

Основные материальные издержки связаны с обустройством водного резервуара (искусственный или естественный водоем оптимального размера в 1-1,5га), а также закупкой корма. Это могут быть как уже готовые, но брошенные резервуары животноводческих ферм, водопои скота и пр., так и вновь созданные. Основной плюс искусственного рыбоводного пруда – контроль всех стадий биологического развития от выращивания мальков до создания кормовой базы.

Важно! Размер первоначальных инвестиций измеряется амбициями и возможностями самого ИП. Как пример: для организации рыбного хозяйства в водоеме площадью 100 гектар потребуется от $ 80 000. Здесь включены, кроме прочего и расходы на создание искусственного водоема, устройство шлюзов, т.д. Для закупки малька придется потратить порядка $ 25 000.

Естественный рацион кормления можно разнообразить отрубями, шротом, жмыхом, комбикормом для птиц, пр. А вот форель, рыба специфическая, и кормов требует особых: от европейского производителя по цене 0,9-1 евро за килограмм. Правильно подобранные добавки способствуют резкому увеличению веса: почти в 5 раз! Поэтому затратная статья на корма доходит до 60%.

Рыба как бизнес: перспективы

Рентабельность

Если принять во внимание, что цикличность процесса выращивания форели, самой дорогой, но в то же время пользующейся спросом деликатесной рыбы, составляет 2,5 года, а мене требовательного к условиям содержания карпа – 3 года, то предел рентабельности небольшого рыбхоза при минимальной безубыточности выращивания рыбы как бизнес составит около 4 лет.

Обязательное условие разведения рыбы как бизнес – иметь «под боком» хорошо отлаженную инфраструктуру, с дорогами и оборудованными подъездами, соседями – населенными пунктами. Рыбы должны обитать в воде хорошего качества, для чего необходим ее постоянный лабораторный контроль. Самые неприхотливые обитатели «царства Нептуна»:

  • сазаны;
  • карпы;
  • толстолобы;
  • караси;
  • щуки, пр.

Рыборазведение как бизнес требует существенного вложения капитала. При этом средний показатель рентабельности достигает 15 %. Правильный подход к организации дела, перед тем, как начать рыбный бизнес, позволит свести к минимуму возможные риски и предотвратить потери.